Звезды рока: Manfred Mann’s Earth Band

Английский музыкант и композитор Манфред Манн, настоящее имя Манфред Любовиц, родился 21 октября 1940 года в Йоханнесбурге, который находится в далекой Южной Африке. С детства Манфред обучался игре на пианино и так полюбил музыку и занятия ей, что постоянно думая о ней, забывал обо всем другом. Еще в подростковом возрасте Манфред загорелся идеей играть джаз и блюз, зарабатывая тем самым на жизнь и чтобы всерьез начать зарабатывать на жизнь таким образом, он перебрался из ЮАР в Англию, где для сценических выступлений взял псевдоним Манфред Манн. Одним из первых друзей молодого Манфреда стал барабанщик Майк Хагг, так же одержимый музыкой, как и сам Манфред и не тратя время на размышления, новые друзья сколотили группу под названием The Mann-Hugg Blues Brothers. К ним присоединились вокалист Пол Джонс, гитарист Майк Виккерс и бас-гитарист Дейв Ричмонд, которого в 1964 году сменил Том МакГинесс. Справедливости ради, необходимо отметить, что музыканты подобрались талантливые. Вокалист Джонс, например, отлично играл на губной гармошке, гитарист Виккерс на флейте и саксофоне, а лидер команды — Манфред Манн — был замечательным клавишником. Спустя непродолжительное время, против воли самого Манфреда, музыканты решили сменить название своего коллектива на Manfred Mann, подчеркивая тем самым, кто в нем является лидером.

В конце 1963 года группа смогла заключить контракт с лейблом HMV Records, на котором вышел первый сингл группы. К сожалению инструментальные композиции, которые были записаны специально для него, никому не пришлись по вкусу и музыкантам пришлось наблюдать за успехом инструментальной группы The Shadows, мечтая для себя о подобном успехе. Позднее Manfred Mann не раз записывали инструментальные композиции, беря за основу известные всем мелодии и импровизируя в джазовом духе, они добивались мелодичного мягкого звучания, позволяя слушателям взглянуть на уже известную вещь с новой стороны. Желая реабилитироваться, музыканты записывают композицию Cock-A-Hoop и услышав эту запись, слушатель пришел в восторг, и уже в скором времени о Manfred Mann начали говорить, как об одной из ведущих английских групп. Cock-A-Hoop стала музыкальной заставкой одной из популярных британских телепередач. Такой же успех выпал на вышедшую немногим позже композицию 5-4-3-2-1, ставшую заставкой в популярнейшем музыкальном теле-шоу Ready Steady Go и попавшую в первую десятку английского хит-парада. Вышедшая в начале лета 1964 года заводная песня Do Wah Diddy Diddy заняла первую строчку британского чарта.

Для группы период с 1964 по 1966 год ознаменовался очень активной деятельностью. Выходят новые синглы и альбомы, мгновенно становившиеся популярными. Главными композициями этого периода стали Sha La La, Come Tomorrow, Oh No Not My Baby и, конечно же, Pretty Flamingo, поднявшаяся до первого места в национальном хит-параде. Музыкальный материал, который попадал на первые стороны синглов Manfred Man, коренным образом отличались от основной массы композиций, включавшихся в альбомы. При записи сингла, музыканты делали расчет на запоминающуюся яркую мелодию, тяготевшую больше к поп-року, то песни альбомов представляли собой смешение классического британского ритм-энд-блюза, музыки соул и даже джаза, а мотивов поп-рока в них практически не слышалось. Вот, таким образом, Manfred Mann как будто убивали двух зайцев: работали одновременно для публики и для себя самих, получая удовольствие от собственной игры.

Дела у группы шли великолепно, музыканты пожинали плоды заслуженного успеха, который мог стать возможным только благодаря их талантам, как вдруг в 1966 году вокалист Пол Джонс заявил, что начинает сольную карьеру и уходит из группы. Это произошло через непродолжительное время после того, как с группой распрощался Майк Виккерс, решивший стать композитором на телевидении. Эти потери позволили Тому МакГиннессу, давно мечтавшему быть лидер-гитаристом, взять в руки гитару, а обязанности бас-гитариста переложить на нового участника коллектива — Джека Брюса, игравшего до того в Alexis Korner Blues Incorporated и Graham Bond Organization. Расстроившись уходу Джонса, Манфред Манн и сотоварищи, конечно, расстроились, но рук не опустили, предполагая, что и без него, какой бы харизматичной фигурой тот ни был, справиться можно. На его место пригласили Майка Д’Або, бывшего участника Band Of Angels. Участники группы устроили прослушивание, при выборе нового вокалиста и в финале Д’Або победил Рода Стюарта. Некоторое время спустя пришлось искать замену Брюсу, принявшему приглашение Эрика Клэптона и перешедшего под знамена Cream. На его место пришел немец Клаус Вуурман.

Дебют вокалиста Майка Д’Або состоялся по выходе нового сингла — кавер-версии на песню Боба Дилана Just Like A Woman, который вышел на Fontana Records, с которой Manfred Mann незадолго до того заключили контракт. Последующие записи группы восхитили и удивили не только слушателей, но и музыкальных критиков, которые не ожидали, что после ухода Пола Джонса дела у группы будут ладиться. Песни Semi-Detached Suburban Mr. Jones и Ha! Ha! Said The Clown оказались в первой пятерке британского хит-парада, но при этом так и остались совершенно незамеченными в США. О группе говорилось и писалось многое. Отмечая , что Manfred Mann наравне с The Byrds являются лучшими исполнителями песен Боба Дилана, критики пошли дальше, отмечая выдающиеся композиторские способности Манна и его друзей, выделяя их из общей массы и не преуменьшая их значимости перед лицом творческих дуэтов Леннон-Маккартни и Джаггер-Ричардс и лицами музыкантов американской группы Beach Boys.

В 1968 году о группе заговорили с новой силой и поводом тому послужила череда великолепных песен, начавшаяся песней Mighty Quinn, оказавшейся на первом месте в Англии и в первой десятке в США. Следом появились My Name Is Jack, Fox On The Run и Raggamuffin Man. Невзирая на потрясающий успех на родине и в Европе, в США к группе относились без особого интереса.

И уже в следующем 1969 году Манфред Манн распустил группу. У него было множество творческих планов, реализовать которые он намеревался с другими музыкантами и в ином стиле, не похожем на тот, что был присущ Manfred Mann. Для воплощения своих замыслов он собрал джаз-роковую группу Manfred Mann Chapter Three, переименованную вскоре в Manfred Mann Earth band. С этого момента для Манфреда Манна начался новый этап в жизни, о котором теперь говорят намного больше, чем о том, что он делал на протяжении шестидесятых.

Новая группа соединила в себе все преимущества его прежней джаз- и роковой активности. В состав команды, кроме самого Манфреда Манна, вошли вокалист и гитарист Mick Rogers, ударник Chris Slade и басист Колли Паттенден. «Мы пытались передать в музыке свое мироощущение, мысли, взгляды, но не отрываться от слушателей. Иными словами, экспериментировать, не отказываясь от популярности. С годами я стал гораздо большее значение придавать тексту песен. Песня без серьезного общественного содержания мне сегодня представляется пустой тратой времени», — писал Манфред Манн.

Дебют Earth Band произошел с выходом римейка песни Боба Дилана «Рlease Mr.Henry», но сразу после его провала был выпущен другой сингл, интерпретация «Living without you» Рэнди Ньюмена. И снова без успеха. Первый альбом назывался «Stepping sideways», но его выпуск был отложен, а половина песен из него была перенесена в другой альбом, названный просто «Manfred Mann’s earth band», который в итоге и стал дебютным. Большинство песен этого альбома было написано другими авторами, среди которых был и великий Боб Дилан. Видимо была надежда, что его включение принесет успех в Штатах. Но альбом, который еще носил следы джаз-рокового периода, интереса не вызвал, хотя песня «Living without you» достигла 69-го места в хит-парадах США. Также практически незаметным оказался и следующий альбом группы «Glorified magnified».

Только с выходом альбома «Messin'» Манн добивается успеха. Первая композиция «Messin'» была взята из неиздававшихся ранее концертных номеров периода Manfred Mann Chapter Three. Её подвергли аранжировке и она без сомнения представляла одну из самых сильных вещей альбома. Также напоминанием джазового периода был трек «Black and blue» — прекрасный тяжелый рок-блюз, повествующий о нелегкой судьбе английских каторжников, сосланных в Австралию. Титульная композиция пластинки, свободно сложенная, но возбуждающая, еще напоминала предыдущий состав Манфреда, но настоящим прорывом для группы стала композиция «Joybringer», которая была построена на теме Юпитера из симфонии Холста «Планеты». «Жесткий бит, огромный кафедральный собор из звуков, уверенное чувство правильного темпа, который убеждает во всех вариациях, и великолепно преподнесенный материал, который есть большее, чем средство подачи блестящих соло Роджерса на гитаре и работы на синтезаторе Манна», так описал музыкальный критик Тони Палмер эту композицию в журнале «Observer».

Но к сожалению, «собор из звуков» долгое время привлекал не так много слушателей и покупателей, как ожидалось. После нескольких гастрольных туров по США группе удалось там добиться довольно устойчивой аудитории и с этого момента число их поклонников в Европе и Америке начало стремительно расти. В музыке группы пока еще сохранялись джазовые влияния, но рока стало гораздо больше. Следующий альбом «Solar fire» содержал еще одну версию песни Дилана, на этот раз «Father of day» с массивным звучанием хора. Этот альбом насыщен гитарно-клавишными импровизациями и жемчужиной его, бесспорно, был трек Боба Дилана «Father of day, father of night», вышедший также в виде отдельного сингла. Хоровое вступление перетекало в мощный взрыв церковного органа, вся композиция была разбита на ряд кусков удачно увязанных друг с другом, нашлось место и а-ля-Pink Floyd гитарной импровизации. Эта композиция до сих пор исполняется на концертах Мanfred Mann’s Earth Вand. По сравнению с предыдущим, альбом поднялся на сто позиций в США (96 место). Однако ожидавшегося подъема не произошло.

Следующий альбом «The good earth» (в советском варианте назывался «Атомные петухи», из-за вступления к песне «The good earth» с эхом синтезаторных петушиных криков) оказался значительно слабее предшественника и занял всего лишь 157 место в США. Этот альбом не содержал ни одной вещи Боба Дилана. При выходе диска в ход пошла оригинальная реклама, ведь любой, кто купил их альбом «The good earth», приобретал также права на участок земли в Уэльсе размером в один квадратный фут. К тому же интерес к альбому был подогрет модной темой борьбы за экологию. Удачей альбома можно назвать нехарактерную для Manfred Mann’s Earth Band лирическую вещь «Earth hymn», написанную Манном и Слэйдом.

Следующий студийный диск «Nightingales and bombers» пользовался большим успехом у аудитории во всем мире и создал Манну и его ансамблю репутацию одной из самых техничных групп в роковой музыке. В последнем треке альбома была вставлена запись пения соловьев, сделанная орнитологами во время второй мировой войны. Запись производилась вблизи аэродрома, на котором базировались бомбардировщики, гул от взлета которых был фоном для соловьиных трелей. А заглавной песней альбома стала вещь Брюса Спрингстина (опять же американца) «Spirits in the night», которая до сих пор является визитной карточкой Manfred Mann’s Earth Band. Был выпущен сингл с этой вещью, но он не попал в чарты в Англии, а вот в Америке он достиг Top 40, правда только в 1977 году. Однако, несмотря на более чем скромный чартовый успех, группа завоевала репутацию флагманов хард-рока. Но на этом этапе Мик Роджерс решает покинуть группу. Он уезжает в Австралию, однако вскоре возвращается и организует группу Aviator, успеха которая не имела, а в 1983 году он опять присоединяется к Earth Band. Манфреду Манну пришлось искать замену. Вместо «два в одном» он взял на вокал Chris Thompson и гитариста Dave Flett, ни один из которых не имел ранее достаточного опыта. Однако именно этот состав и принес группе коммерческий успех.

В 1976 году выходит, наверное, самый известный альбом группы «Roaring silence», музыка на котором претерпела существенные изменения. Был сделан уклон в сторону поп-музыки, на первый план были выдвинуты клавиши, и даже появился саксофон в исполнении Barbara Thompson. Итог не замедлил сказаться — альбом достиг в 10 места в Великобритании и золотого статуса в Америке, а вот сингл с римейком песни «Blinded by the light» опять же Брюса Спрингстина завоевал первую позицию в Штатах и шестую строчку в английском хит-параде. Мировой уровень продажи этого сингла быстро достиг двух миллионов и на волне успеха в 1976 и 1977 годах прошли многочисленные концертные туры по обеим сторонам Атлантики.

К выходу очередного альбома «Angel station» группа подошла со значительными изменениями в своем составе: Слэйд был заменен Джоффом Бриттоном, который к тому же играл на саксофоне; Стив Уоллер занял место прежнего гитариста Дэйва Флетта, на бас-гитаре встал Pat King. Для воколиста Криса Томпсона эта работа оказалась последним совместным трудом с Манном (он решил организовать собственную группу), и очень жаль, так как лучшего состава за три десятилетия в роке Манн больше набрать так и не смог. Этот диск оказался уравновешенным, тщательно разработанным, вдохновенным и сильнодействующим. Очень отличный от своего концертного предшественника «Watch», он привлек внимание слушателя наличием везде присутствующего профессионализма, который не оставлял места ничему случайному. Лучшими на нем оказались уже ставшая обычной для репертуара Манна версия песни Боба Дилана — на этот раз «You angel you», а также прекрасная и грустная «Waiting for the rain». Этот состав Манна подкупал своей музыкой слушателя, не обладая претенциозностью Yes или изнеженностью Genesis, проявляя себя часто замечательными мастерами песни. Выдвигая на передний план в форме симфоническую сторону, при этом без мании величия или надоедливости, они не теряли в содержании романтизма. В этом смысле из крупных групп того периода рядом с ними можно было поставить, по мнению одного из обозревателей «Rock & Folk», только Рrocol Harum.

Следующий альбом «Chance» 1980 года трудно приписать Manfred Mann’s Earth Band, постоянными в нем были только Пат Кинг и новый барабанщик John Lingwood. В качестве гитаристов выступили: Trevor Rabin, Mick Rogers, Steve Waller, Geoff Whitehorn, Robbie McIntosh, а в качестве вокалистов: Chris Thompson, Dylan Birch, Steve Waller, Willy Finlayson, Peter Marsh, Manfred Mann. Скорее всего эту работу можно назвать сольным проектом Манна. Как вспоминает ММ, альбом записывался очень долго (почти год) и трудно. Вероятно, именно он явился началом кризиса проекта Earth Band. Наиболее часто цитируемая вещь из этого альбома в концертном исполнении и в сборниках, явилась «For you» Брюса Спрингстина, хотя совсем не плоха «Strended», записанная еще во времена «Watch».

Вероятно, кризис проекта подтолкнул Манна на поиск и его усилия были направлены не в музыкальную, а общественную область: вступление в Компартию и выпуск альбома о непростой жизни жителей Африки «Somewhere in Africa». Manfred Mann’s Earth Band была знаковой группой не только для меломанов, но и для политических деятелей. Дело в том, что в 1970-ые годы позиции прогрессивной, а значит, лучшей группой для коммунистических средств массовой информации был Pink Floyd. А альбомы «Animals» и «The wall»‘ были просто кладезь, из которой комсомольские журналисты черпали обличительные статьи для буржуинов, прикрываясь при этом авторитетом, который имели Pink Floyd у людей. А потом, как вы помните, Pink Floyd взяли да и спели: «Брежнев взял Афганистан, Рейган взял Бейрут». На этом дружба и закончилась. Вот тут-то и появился Манфред Манн, вступивший в английскую Компартию. И сразу же альбом «Somewhere in Africa» явился советскому слушателю не иначе как в идеологической обертке борьбой прогрессивного музыканта за права коренного населения Африки.

Сам Манфред Манн считал «Somewhere in Africa» своей лучшей записью за многие годы, но при этом сильно сомневался, что пластинку будет ждать коммерческий успех. Тем не менее, диск был принят хорошо. Манн писал: «Меня поразило, как традиционная музыка, исполненная на электронных инструментах, самых разных синтезаторах, зазвучала совершенно по-новому, неожиданно масштабно. Напевы квазулу для сюиты прямо в бантустане записал бас-гитарист «Земиты» Матт Ирвинг. Когда мы их переносили на пленку, использовали последние достижения звукозаписывающей техники. А я только бегал вокруг и смотрел, чтобы эта фантастическая техника не вытравила из музыки человека.» Предмет песен альбома — тяжелая жизнь аборигенов в южноафриканских бандустанах. Музыка альбома, особенно на второй стороне, по своей ритмике ударных и с точными гармониями хоровых партий, имеет специфический южноафриканский колорит. В конце концертного тура в поддержку альбома к Manfred Mann’s Earth Band присоединился Мик Роджерс. Американская версия альбома была дополнена треками «Rebel» и «Runner», написанные в соавторстве с Роджерсом, при чем последняя стала хитом в Америке. В 1983 году вышел их концертный альбом «Live in Budapest».

После этого о Manfred Mann’s Earth Band не было слышно вплоть до 1986 года, когда вышел их очередной альбом «Criminal tango». На этом альбоме Роджерс окончательно закрепился в группе, вокалистом был Томпсон, а на басе играл Durban Betancourt. В основном на альбоме были представлены обработки известных вещей из мира поп-музыки, в частности исполнителей The Jam, Joni Mitchell, Eddy & The Hot Rod’s, The Beatles. Альбом оказался не очень удачным ни в коммерческом, ни в идейном плане.

В следующем 1987 году входит очередной студийный альбом «Masque». Вокальные партии на себя взял Мик Роджерс. На альбоме представлены переработки сиюты Холста «Planets», включая хит 1973 года «Joybringer», некие джазовые экзерсисы. Однако обращение к старой теме не вызвало вдохновения, альбом представляет собой скорее разрозненную мозаику чем единое целое. Удачной оказалась лишь одна песня, ставшая популярной — «Telegram to Monica».

Затем последовало пятилетнее молчание и лишь в 1992 вышло в свет очередное творение Manfred Mann’s Earth Band «Plain music», хотя этот альбом часто приписывают к сольному проекту Манфреда Манна. Вокалистом на этот раз выступил Noel McCalla. Тема альбома — переработка песен племен Южной Африки и североамериканских индейцев. Однако в отличие от «Somewhere in Africa» все отдано музыке. Хотя альбом прошел почти не замеченным, однако его можно назвать лучшим из того, что было сделано Earth Band за последние пятнадцать лет.

Следующий релиз «Soft vengeance» вышел в 1996 году. Вокал поделили Маккалла и Томпсон, на гитаре играл — Роджерс, на басу — Clive Bunker и David Farmer, место за ударной установкой занял Steve Kinch. Достойный альбом. Его смело можно поставить в ряд с «Roaring silence» и «Watch». Но он, также как и синглы из этого альбома, в чарты не попали. В последнее время Manfred Mann’s Earth Band очень интенсивно гастролировал, а по итогам их тура 1998 года выпущен двойной концертный альбом.

Сейчас группа играет смесь из арт-рока, легкого smooth-джаза и поп-музыки. Последний на сегодняшний день альбом «2006» вышел в 2004 году.

Оригинал статьи.

Реклама

Детали progrockman
Врач анестезиолог. 47 лет. Люблю путешествия и прог- рок. Живу в Севастополе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: