Блюз-рок: Wishbone Ash

Wishbone Ash — британская группа, от своего начала исполняющая классический, построенный на жёстких блюзовых структурах хард-рок, вместе с тем делающая акцент на импровизационные моменты, особо присущие многочисленным направлениям прогрессивного рока. Создана бас-гитаристом Мартином Тёрнером, гитаристом Гленом Тёрнером и барабанщиком Стивом Аптоном в 1969 году. Отличительным признаком музыкального стиля группы было звучание двух основных гитар.

История этой замечательной группы началась в июле 1966 году, когда братья Мартин и Глен Тёрнеры встретились в одном из кафе Англии с ударником Стивом Аптоном. После этой судьбоносной встречи они вскоре организовали группу Empty Vessels, но вскоре трио меняет название на Tanglewood и перебирается из их родного Девона в Лондон. Дела у группы складывались не лучшим образом и она уже была на грани распада, но на одном из выступлений в лондонском Country Club когда Tanglewood выступали на разогреве у бывшего вокалиста Yardbirds Кита Релфа, они очень понравились Майлзу Коупленду.

Этот 25-тилетний американец (Майлз родился в Лондоне в семье сотрудника ЦРУ, но вместе с младшим братом Стюартом — будущим основателем трио The Police — вырос на Ближнем Востоке, где работал их отец), недавно приехавший из Бейрута со степенью магистра экономики, уже имел опыт организации концертов (правда, всего одного). По сути, лондонская сцена была для него открытием, а Tanglewood имели чисто английский саунд, поэтому он и взял музыкантов под свою опеку, предоставил им место для репетиций и стал менеджером группы.

Вскоре гитарист Глен Тёрнер ушёл из группы и вернулся в свой родной город Девон, поэтому Майлзу Коупленду пришлось дать рекламу в различные издания для поиска нового гитариста и клавишника. Среди пришедших на прослушивание музыкантов, были и два молодых гитариста: Энди Пауэлл (р. 19 февраля 1950 года), уже успевший поиграть в различных соул и блюзовых командах близ Лондона и Тед Тёрнер, который до этого играл с группами из Бирмингема. И тот и другой играли настолько здорово, что было решено взять обоих. В итоге вместо планировавшегося клавишника Стив Аптон и Мартин Тёрнер взяли двух гитаристов. Примерно и в это же время у команды появилось и новое название Wishbone Ash. У всех участников группы чувствовалось влияние разных музыкальных стилей. Энди Пауэлл очень любил соул и слушал всё от Fairport Convention до The Who, на Теда Тёрнера большое влияние оказал Би Би Кинг и другие блюзмены, а ритм-секция тяготела к прогрессивному року и одновременно с этим и к Led Zeppelin. В результате сочетания разнообразных музыкальных элементов с двумя лидер-гитарами получился уникальный, ни на кого не похожий стиль. Среди других двухгитарных рок-пионеров можно отметить американцев The Allman Brothers Band и Lynyrd Skynyrd — последние стали затем использовать даже 3 лидер-гитаристов.

Первым значительным событием для группы стало выступление на разогреве у легендарной английской команды Deep Purple. Во время саундчека Энди Пауэлл осмелел и поджемовал вместе с Ричи Блэкмором, но тот (это выяснилось позже) был поражён его игрой, но ушёл со сцены, так ничего и не сказав. Однако вскоре выяснилось, что именно благодаря замолвенному гитаристом Deep Purple словечку фирма Decca заключила контракт с Wishbone Ash и продюсером группы стал Дерек Лоуренс. Первым синглом Wishbone Ash в 1971 году стал гитарно-фортепианный бугги «Blind Eye», номер из их дебютного самоозаглавленного альбома 1970 года. Эта в целом выдержаная в хард-роковом ключе пластинка, представила идеальную работу пары соло-гитаристов, включая композицию «Handy» на 11 с половиной минут и наиболее здесь заметную финальную «Phoenix» на 10 с половиной (участники группы были очень удивлены, когда впервые услышали ставшую одной из самых известных песен у южных рокеров Lynyrd Skynyrd «Free Bird» 1973 года, которая уж больно была схожа с ходами «Phoenix»). В 1971 году выходит второй альбом «Pilgrimage».

В январе 1972 музыканты WA приступили к работе над своим третьим альбомом на только что созданной студии De Lane Lea. Общее руководство осуществлял Дерек Лоуренс (Derek Lawrence), а инжинирингом занимался легендарный Мартин Бёрч (Martin Birch) — оба в своё время занялись делами группы по рекомендации Ричи Блэкмора. Это пожалуй, мамая мастерская и известная пластинка группы «Argus». К выходу этого альбома, стиль группы выкристаллизовался окончательно и во всей своей красе — гитарная двойка уже чувствавала себя уверенно, работала изобретательно и мощно. Ни одна группа в мире на тот момент не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в своей музыкальной палитре. За развитием удивитильных гитарных соло, дополняющих друг другах, спорящих между собой, переплетающихся и уходящих в разные мелодические стороны следить было так же увлекательно и интересно, как смотреть хичкоковский триллер. Несмотря на стилистическую разноплановсоть песен, все они объеденены единой концепцией — средневековый колорит, основанный на британской истории и фольклорных мотивах. Тема войны и рыцарства — сквозная для всего альбома.

«Альбом не задумывался изначально, как концептуальное произведение — рассказывал позже Энди Пауэлл — концепция выработалась уже в процессе работы над ним. Схожая тематика текстов побудила нас к написанию соответствующей музыки. Отсюда и создалось ощущение некоей концептуальности, которая не была умышленной».

В итоге родился один из лучших альбомов в истории рока, не «хард — рока», как поджанра, а именно рока вообще. «Аргус» назвать хард — роковым альбомом можно только с большой натяжкой. Как раз концептуальность альбома связана в основном с элементами фолка, которые здесь не менее (если не более) важны и заметны. Обилие нетривиальных композиторских решений и изощрённость инструментальных соло позволяют говорить и о наличии амбиций, характерных для прога. Аранжировки и мелодика, уходящие корнями не в блюз (как у большинства хардовиков), а пропитанные классической европейской традицией сближают в этом смысле альбом с арт — роковыми опусами. Все эти (так не любимые мной) ярлыки я развесил на ёлке «Аргуса» не для того, чтобы запутать или поумничать на пустом месте, а лишь с целью подчеркнуть значимость альбома в контексте развития рок — музыки. «Аргус» — своего рода квинтэссенциция всего лучшего, что было наработано рок — музыкой к началу 70х. Альбом знаковый и итоговый для рока того времени, одновременно открывавший новые музыкальные горизонты, стоящий в этом смысле рядом с In the Court of the Crimson King, The Dark Side of the Moon, Quadrophenia или Fragile. «Аргус», возможно — не лучший среди них, но — один из первых по времени выхода и место в ряду занимает по праву. Журнал «Melody Maker» назвал эту работу «лучшим британским альбомом года», а «Sounds» — «рок-альбомом года» в анкетах своих читателей. Фамилии Пауэлла и Тёрнера (Тед по приглашению Джона Леннона записался на его диске «Imagine» 1971 года), начали появляться в списках лучших британских гитаристов того времени, в 1989 году журнал «Traffic» назвал их «Двумя из 10 важнейших гитаристов в рок-истории», а Тед Тёрнер попал в «Двадцать лучших гитаристов всех времён» по мнению журнала «Rolling Stone».

В 1973 году группа выпускает альбом «Wishbone Four», который представил коммерчески измененный в сторону более мягкого, мелодичного звука материал, чем его предшественники. Это наивысшее достижение Ash в США), также выходит первый концертник «Live Dates». Но после этого Тед уходит из группы, чтобы сочинять и играть музыку без контрактных обязательств, и на его место пришел Лори Уайсфилд, который до этого играл вместе с Элом Стюартом и в отличие от своего предшественника тяготел больше к кантри и фолку, чем к блюзу.

В 1974 группа из-за высоких налогов в Англии перебирается в США, где под руководством Билла Шимчика (известым по работе с The Eagles и Джо Уолшем) была записана пятая пластинка коллектива «There’s The Rub». В 1976 вышло два альбома: но если «Locked In» двинул квартет дальше на территорию американского софт-рока (на турне группа стала использовать клавишника), то «New England» вернулся к их привычному стилю. Диск «Front Page News» был последней записью в США того периода, представляя из себя микс из рок-номеров и мелодичных вещей, но на «Front Page News» музыканты вновь обратились к своим хард-роковым истокам.

В 1980 были записаны студийный «Just Testing» и вторая концертная пластинка «Live Dates II». В этот же момент из группы уходит один из основателей группы басист-вокалист Мартин Тёрнер — его неустроило, что лейбл MCA стал настаивать по коммерческим причинам, чтобы в группу был взят отдельный солист, а Мартин оставался только на басу. Его заменяет тоже талантливый басист-вокалист Джон Уэттон, что уже успел поработать в King Crimson, Family, Uriah Heep, Roxy Music, а также в супергруппе UK. Однако Уэттон поучаствовал только в сессиях альбома «Number The Brave» и ушел для старта супергруппы Asia, и на отмеченным влиянием новой волны британского хэви-метала следующем диске «Twin Barrels Burning» его сменил Тревор Боулдер, ранее игравший с Дэвидом Боуи и в Uriah Heep. Правда, на продолжившем в хэви-метал, но впервые не попавшем в британские чарты альбоме «Raw To The Bone» Боулдера уже не было (он вернулся в Uriah Heep), его сменил Мервин Спенс из Trapeze. В 1986 судьба вновь свела Ash с Майлзом Коуплендом, который к этому времени был уже состоявшимся бизнесменом и ему принадлежал лейбл I.R.S. Он задумал серию экспериментальных дисков и искал для этого какую-нибудь именитую группу — ему удалось привлечь к этому Ash, причем, в их оригинальном составе, и они записали 2 альбома: целиком инструментальный «Nouveau Call» и «Here To Hear» уже с полноценным вокалом. Гастроли 1988 года были чрезвычайно успешны, впервые после 70-х группа играла перед большими аудиториями.

Реюнион группы продлился всего три года, и в 1990 из группы (и из музыкального бизнеса вообще) неожиданно уходит Стив Аптон, а в 1991 и Мартин Тёрнер (с 2004 Мартин стал выступать с собственным составом под вывеской Martin Turner’s Wishbone Ash). Новыми участниками коллектива становятся ударник Рэй Уэстон и экс-The Kinks басист Энди Пайл. После концертника «The Ash Live In Chicago» в 1993 уходит и Тед Тёрнер. В результате из классического состава остаётся только гитарист Энди Пауэлл и он вскоре решает полностью обновить состав. Группа отправляется в европейское турне и записывает альбом «Illuminations» — на тот момент в среди участников группы были Роджер Филгейт, Тони Кишман и Майк Стерджис. Состав команды продолжает меняться, и на этом фоне Энди Пауэлл выпускает под вывеской Ash и на инди-лейбле Invisible Hand Music пару альбомов электронной танцевальной музыки с наложенными известными гитарными рифами Ash: «Trance Visionary» (#38 в британских чартах танцевальных записей) и «Physic Terrorism» (участники оригинального квартета были удивлены, не найдя своих имен среди авторов композиций — в аннотациях к дискам были указаны только Энди Пауэлл и продюсер Майк Беннетт). Акустический альбом «Bare Bones» 1999 года состоял из версий известных вещей Ash и нового материала. Состав менялся и дальше, и с весны 2007-го помимо Энди Пауэлла в Ash входят: Боб Скит (бас-гитара), Джо Крэбтри (ударные) и Йирки «Мадди» Маннинен (гитара).

Источник

Реклама

Детали progrockman
Врач анестезиолог. 47 лет. Люблю путешествия и прог- рок. Живу в Севастополе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: