Виртуозы блюза: Эрик Клэптон

Разговор пойдет о Эрике Клэптоне. Родился 30 марта 1945 года, в Рипли, графство Саррей. Мать оставила Клэптона в младенчестве, и воспитывали незаконнорожденного мальчика бабушка и дедушка. Клэптону говорили, что это они являются его родителями, а мать — его сестра. Правда открылась, когда ему было 9 лет. Большое влияние на юного Клэптона оказала музыка американских блюзменов Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, Биг Билла Брунзи, чьи записи Эрик слушал все свободное время, осваивая технику игры выдающихсяблюзовых гитаристов. После учебы в Кингстонском художественном колледже (откуда он был отчислен за неуспеваемость), Клэптон принимает активное участие в жизни лондонской блюзовой сцены: эпизодически выступает с группой Алексиса Корнера «Blues Incorporated», а в октябре 1963-го, присоединился к «The Yarbirds»,в чьем составе побывали все три ведущих гитариста Британии 60-х: Эрик Клэптон, Джимми Пэйдж и Джеф Бек.

Группа произвела сенсацию своим окрашенным блюзовым звучанием роком в исполнении виртуоза гитары Клэптона. Он уже заработал прозвище «Slowhand»(«Ленивая рука») за свою манеру прямо на сцене менять порванные струны под медленные хлопки публики.. В составе «The Yardbirds» Клэптон отыграл больше года, успев записать с ними три сингла, альбом и концертный диск «Five Live Yardbirds» (1964). Несмотря на возрастающую популярность группы, тяготевший к чистому блюзу, Эрик решает покинуть «The Yardbirds», сочтя музыку коллектива слишком коммерческой. С апреля 1965 года он выступает в составе группы Джона Мэйелла «The Bluesbreakers». В биографии Эрика Клэптона это был переломный момент – его игра в «The Bluesbreakers» принесла ему славу лучшего блюзового гитариста страны. C ними Клэптон выпустил только один альбом – «Blues Breakers — John Mayall with Eric Clapton» (1966) – но он сразу попал в первую десятку национального хит-парада.

К 1966 году Клэптон уже имеет непререкаемый авторитет не только в кругах любителей блюза, но и у широкой публики. Уйдя от Мэйолла, он принимает решение основать новую группу, чтобы исполнять чистый блюз в духе Бадди Гая (Buddy Guy) и Мадди Уотерса (Muddy Waters). Для этой цели он приглашает своего бывшего коллегу по BLUESBREAKERS басиста Джека Брюса (Jack Bruce) и барабанщика Джинджера Бэйкера (Ginger Baker), с которым познакомился во время одного из выступлений BLUESBREAKERS. Клэптон тогда еще не знал о сложностях во взаимоотношениях Брюса и Бэйкера, успевших до этого поработать вместе в группе GRAHAM BOND ORGANIZATION. На первых же репетициях стало ясно, что с воспитанными на джазе музыкантами ритм-секции у Клэптона может получиться нечто большее, чем классический блюз, и он, увлекшись новыми идеями, вновь исполняет не совсем то, что ему хочется.

Трио под названием CREAM стало подлинным украшением рок-сцены шестидесятых. Именно там раскрылся талант Клэптона как импровизатора и генератора множества новаторских идей, которые вскоре будут взяты на вооружение многочисленными героями прогрессива и хард-рока. Джазовые и арт-роковые мотивы, наложенные на классическую ритм-знд-блюзовую основу, пришлись публике по вкусу, и CREAM по своему статусу не намного уступала BEATLES и ROLLING STONES.
Но Клэптон был снова недоволен. Его снова влекло к блюзовым корням, и, несмотря на ошеломляющий коммерческий успех, группа просуществовала всего три года, записав четыре замечательных альбома. В судьбе коллектива немаловажную роль сыграли так же постоянные склоки между Брюсом и Бэйкером, но основной бедой CREAM стала ее неестественно раздутая популярность. Музыкантов раздражали стадионные толпы, готовые съесть все, что ни преподнесет им модная и «крутая» группа, но мало интересующиеся идеями и чувствами исполнителей. Музыкантов так же сильно раздражали действия менеджмента, который, пытаясь выжать из группы как можно больше, вел себя, мягко говоря, не шибко порядочно.
Сбросив с себя обузу сверх-популярности, Клэптон облегченно вздохнул, и, мечтая обрести творческую независимость (хорошо заработав в CREAM, он мог себе это позволить), решил вести гораздо более спокойный и размеренный образ жизни. Реализовать свои творческие идеи он рассчитывал совместно со своим старым знакомым клавишником Стивом Уинвудом (Steve Winwood), который незадолго до этого распустил группу TRAFFIC, пользовавшуюся в Великобритании высокой популярностью.

В начале 1969 года Клэптон с Бэйкером, бис-гитаристом Риком Гречем и Стивом Уинвудом из «Traffic» объединились для записи одного альбома, дав название и группе и альбому «Blind Faith» («Слепая вера»). Для раскрутки этого альбома они предприняли тур по 24 городам Соединенных Штатов, в результате стресса от напряженной работы группа распалась, не прожив и года. Клэптон продолжал выступать с Delaney & Bonnie, супружеским дуэтом, открывавшим концерты во время американского турне «Blind Faith». В результате этого сотрудничества в 1970 году выходит первый сольным альбомом Клэптона. Альбом многих разочаровал, но представил трех музыкантов из группы Delaney — бас-гитариста Карла Рэйдла, клавишника Бобби Уитлока и ударника Джима Гордона. Обратила на себя внимание версия Клэптона популярного хита «После полуночи» («After Midnight») J.J.Cale. Коллектив окрестил себя «Derek and the Dominos» и приступил к записи двойного альбома «Layla and Other Assorted Love Songs» c участием гитариста Дуэйна Оллмэна. В основе трагической истории неразделенной любви в песне «Layla» — подлинная история любовного треугольника между Клэптоном, его близким другом Джорджем Харрисоном и его женой Пэтти (в результате они с Клэптоном поженились в 1979 и разошлись в 1988).
Личные переживания и перипетии карьеры приводят к тому, что гитарист все сильнее начал увлекаться героином.

Во время турне по Америке распадается группа «Derek and Dominos» и записи второго альбома не суждено было сбыться. Клэптон уходит в тень в начале 70-х и для него начинается период погружения в наркотики и затем длительной борьбы с этим недугом. Последовав совету группы «Who»s Pete Townshead» он предпринял курс спорного, но оказавшегося эффективным электро-акупунктурного лечения и Клэптону удалось полностью реабилитировался. Он с успехом выступил в экранной версии рок-оперы (Townshend, «Tommy»), выпустил ряд альбомов, в том числе в стиле рэгги «461 Ocean Boulevard», куда вошла переработка композиции Боба Марли «I Shot the Sheriff». Альбом успешно возглавил хит-парады того времени.

Некоторые критики и поклонники Клэптона были разочарованы его работами периода после реабилитации. Их не устраивал его отказ от тяжелого звучания гитары и переход к более гладкому, «вокальному» варианту. Альбом 1980 года «Только одна ночь» («Just One Night») напомнил поклонникам Клэптона, каков на самом деле их кумир. Но, к сожалению, этот период связан с тяжелыми проблемами с алкоголем. В 1981 году Клэптона госпитализируют. Творческий подъем последовал после того, как Клэптону удалось взять ситуацию под контроль. Он выпускает подряд несколько успешных альбомов — «Another Ticket»(1981), «Money and Sigarettes» (1983), «Behind the Sun» (1985), «August» (1986), «Journeyman» (1989) — и круто меняет свою личную жизнь. И хотя некоторые поговаривали, что никогда Клэптону не достичь высот героинового периода, легенда о нем, тем не менее, продолжала расти. То, что он стал эталоном рока, стало очевидным, когда студия Polygram выпустила 4-х сторонний CD с ретроспективой его творчества. Альбом под названием «Crossroads»(1988) получил высшую музыкальную награду Грэмми за лучший исторический альбом и лучшую прямую запись.

В конце 1990 Клэптон получает тяжелый удар судьбы: гитарист Стив Рэй Воган и члены команды Клэптона, его близкие друзья — Колин Смит и Нигел Браун, погибают в авиакатастрофе (разбивается вертолет). Через несколько месяцев он получает еще одно ужасное известие: Конор, сын Клэптона от итальянской модели Лори Дель Санто, разбивается насмерть, упав с 49-го этажа квартиры Дель Санто на Манхэттене, Нью-Йорк. Клэптон пишет душераздирающую песню в память о своем сыне «Tears in Heaven». (Эта песня-посвящение и альбом «Unplugged» завоевывает в 1992 году шесть наград Грэмми). В 1994 году он возвращается к традиционному блюзу; альбом «From the Cradle» горячо встречен и критикой, и слушателями. В 2000 он вместе с Би Би Кингом выпустил альбом «Riding With The King», а в 2004 он записал целый альбом кавер-версий легендарного блюзмена тридцатых годов Роберта Джонсона «Me and Mr. Johnson».

Реклама

Детали progrockman
Врач анестезиолог. 47 лет. Люблю путешествия и прог- рок. Живу в Севастополе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: