Что такое — Прогрессивный рок.

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Camel, Caravan, Supertramp и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Uriah Heep, Rush, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.
Прежде чем говорить об истории этого направления, стоит разобраться, что же такое «прогрессивный рок» (Progressive rock), арт-рок (art-rock), симфо-рок (sympho-rock)… На самом деле, доподлинно этого никто не знает (и я тоже), некоторые только смутно догадываются и делают вид, что понимают. Но есть какие-то основные моменты, о которых в данном случае можно говорить с определенной долей уверенности. Вот о них-то и пойдет речь. Для начала стоит определить «три источника и три составные части» прогрессивного рока. Корни этого явления лежат в психоделии шестидесятых, развитие которой во многом способствовало становлению прогрессива как стиля. Если для ранней психоделии в основном характерны песенные формы и простые и незатейливые минималистические аранжировки, то впоследствии, когда исповедовавшим это направление музыкантам надоело просто бренчать и они стали обращаться к более изысканным и сложным музыкальным структурам, в конце концов, окончательно эмигрировав из страны песенок в мир Музыки, из психоделии постепенно стало выкристаллизовываться новое музыкальное направление. Уход от песенности и обращение рок-музыкантов к сонатной форме построения композиций во многом способствовал развитию нового музыкального мышления в роке. И третьим мотивом к образованию прогрессива стало обращение к рок-музыке исполнителей, хорошо ориентировавшихся в джазе, фольклоре, авангарде, классической музыке, зачастую имевших консерваторское образование (Rick Wakeman, Manfred Mann, Kerry C. Minnear, Adrian & Paul Gurvitz…), которые заставили рок отчалить от привычного блюзового берега и отправиться на освоение новых музыкальных территорий.

Итак, приведем основные черты характерные для прогрессивного рока.
1. Обращение к наследию европейской классической музыки, скрещивание рока и классики (иногда явное, иногда завуалированное), за счет отхода от черных блюзовых корней, нередко с привлечением средств из арсенала джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки.
2. Частое использование сонатной формы композиций, иногда сопровождаемое концептуализмом альбомов и связанное с этим особое музыкальное мышление.
3. Поиск совершенно новых форм и созвучий, обращение к авангарду, переосмысление устоявшихся музыкальных традиций при сохранении живого рок-н-ролльного драйва.
4. Лирика этих групп чаще всего была далека от попсовых опусов в духе «девочка мальчика любит – мальчик девочку не любит», или примитивного панковского «fuck the system». Во многих случаях она носила концептуальный характер, а иногда была связана с известными литературными произведениями. В качестве примеров можно привести YES, которые нередко брали за основу сказки модного в то время «у них» Толкиена, или альбом ALAN PARSONS PROJECT «Tales of mystery and imagination» по произведениям Эдгара Алана По.

Надо оговориться, что эту характеристику не стоит рассматривать как окончательное определение, так как стилистические рамки зачастую слишком размыты и неопределенны, да и личные вкусы и пристрастия автора (нашли от кого объективности требовать) играют немаловажную роль в осмыслении музыки. Так же, не стоит слишком всерьёз воспринимать слово «прогрессивный», ведь это просто название стиля. Многие прогрессивные группы вовсе не так сложны для восприятия и в плане техники исполнения. Вообще, это прилагательное может быть вполне применимо к музыке, имеющей к прогрессивному року как к стилю весьма опосредованное отношение. Например, музыка Фрэнка Заппы (Frank Zappa) или LED ZEPPELIN, при всей её прогрессивности, к данному стилю не относится. В подобных случаях корректно говорить лишь об элементах прогрессива.

Теперь стоит разобраться с недоразумениями, связанными с различиями между такими понятиями, как «прогрессивный рок» и «арт-рок». Тут возможны разные точки зрения. Я, лично, придерживаюсь той, которая гласит, что «прогрессив» – более общее понятие, которое включает в себя понятие «арт-рок» (или «симфо-рок», что одно и то же) как основную составляющую. К прогрессиву отсносятся так же такие стили, как краут-рок, рок-авангард, кентерберийцы, но об этом позже, а пока, давайте поговорим о том, как происходило развитие и становление прогрессива (по выражению Фрэнка Заппы) на «одном жалком островке, расположенном вблизи северного побережья Франции».

За свою многолетнюю историю прогрессивный рок развил многочисленные течения. Наиболее важные из них:
Adult-oriented Rock (AOR): Adult-oriented rock – это мелодичная гитарная рок-музыка 80-х годов. Отличительная черта – гармонический вокал, а также склонность к перфекционизму и некоторая напыщенность. AOR родственен мелодик-року. Значимые группы этого жанра – Alan Parsons Project (поздние альбомы), Asia, Saga, Toto, Journey и Survivor.
Artrock: Арт-рок – это рок музыка претендующая на особую художественность и прогрессивность. Это направление дополняет считающуюся простой рок-музыку музыкально сложными деталями, увеличивая художественную ценность музыки. Это выражается, к примеру, также и в компоновке альбомов и концертов. Арт-рок родственен стилю арт-поп. В обоих стилях отмечается широкое использование синтезаторов и сэмплеров. Наиболее важные представители арт-рока – это Pink Floyd, Peter Gabriel, Supertramp, Kate Bush, Tori Amos, The Alan Parsons Project, David Bowie и Bjork.
Canterbury Sound: Кэнтербери Саунд – это тяготеющий к джазу прогрессивный рок. Название этому стилю дал английский город Кэнтербери, в окрестностях которого возникли некоторые характерные группы. Стилеопределяющие черты – это английский юмор в музыке в текстах. Группы этого стиля нередко меняются музыкантами. Самые видные представители: Soft Machine, Caravan, Henry Cow и Quiet Sun.
Krautrock: Краут-рок – это течение, возникшее в Германии в конце 60-х – начале 70-х годов. Краут-рок сцена объединяет несколько различных и самостоятельных течений, отличительными чертами которых могут быть экспериментальная неровность (джаз-рок), космическая психоделичность (спейс-рок) или электронные изыскания. Понятие «краут-рок» восходит к английскому разговорному слову «Krauts» – так англичане и американцы прозвали немецких солдат во время Второй мировой войны. По-немецки Kraut – это «(сорная) трава», «ботва», «капуста», «зелень». В английском языке это слово в начале имело лишь негативную окраску, но вскоре стало «товарной маркой» немецкой прогрессивной поп- и рок-музыки, которая стала известной во всём мире. Группы стиля «краут-рок» – это Jane, Amon Duul, Kraan, Can, Kraftwerk, Neu! и Guru Guru.
Math-Rock: Math-rock берёт своё начало в прогрессивном металле 90-х годов. Основа math-rock’а – это роковые рифы с математически точными неровными тактами и нечётными размерами, необычными ритмами и диссонасными гармониями. Самая известная группа, играющая math-rock, – это Spastic Ink.
Neo-Prog: Нео-прог – это возрождение классического прогрессивного рока 80-х годов. Практически все группы стиля нео-прог ориентируются в своём творчестве на таких гигантов как Genesis, Yes и King Crimson Музыка отличается более современной инструментовкой, что обусловлено использованием более современных синтезаторов. Ещё одна черта – это более простые композиции по сравнению с группами-эталонами. Главные предстаители – Asia, ранний Marillion, IQ, Pendragon, Saga и Porcupine Tree.
New Artrock: Новый арт-рок – это группы, дополнившие прогрессивный рок электроникой, а также элементами альтернативной музыки. На переднем плане – наряду с композиционной сложностью и инструментальной виртуозностью – создание особой атмосферы. Примеры – немецкие группы RPWL, The Amber Light, польская Riverside, финская Overhead. Понятие «New Artrock» было введено в обиход в 2005 году журналом Eclipsed.
Progressive Metal: Прогрессив-метал – это течение, оформившееся на прог-сцене в конце 80-х годов. Группы этого течения испытали на себе влияние хеви-метала, и дополнили его прогрессивными элементами. Прогрессив-метал – это в первую очередь виртуозная и технически сложная исполнительская техника. Яркие примеры – Dream Theater, Evergrey, Fates Warning, Opeth, Pain of Salvation, Shadow Gallery, Threshold и Tool.
Postrock: Пост-рок пытается преодолеть традиционную рок-музыку и развить её дальше. Здесь можно привести аналогию между эпохой модерна и пост-модерна. Результат этой попытки – это зачастую чрезвычайно длинные атмосферные произведения, где типичный рок-инструментарий используется для дополнения нетипичных для рока звуков. Значимые представители: Tortoise, Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Sigur Ros, Explosions in the Sky, а также поздний Talk Talk.
Retro-Prog: Под понятием ретро-прог подразумеваются рок-группы 90-х годов, испытавшие сильное влияние прог-рока 70-х и использующие старые стилистические средства в новой трактовке. Речь идёт о таких группах как Spock’s Beard, Anglagard, The Flower Kings и Echolyn.
RIO – Rock in Opposition: RIO – «рок в оппозиции» – это камерная рок-мзуыка с элементами классического авангарда 20-го века. Другое название этого течения – AvantProg. Здесь стоит назвать в качестве примеров Henry Cow, Univers Zero, Art Zoyd и Present.
Space Rock: Спейс-рок берёт своё начало в психоделической музыке конца 60-х годов. Посредством повторяющихся паттернов и «космических» тембров произведения этого стиля создают футуристическую атмосферу. На концертах музыка обычно сопровождается пышными световыми шоу. Примеры: Pink Floyd, Hawkwind и Gong.
Symphonic Rock: cимфоник-рок – это рок-музыка, ориентирующаяся в композиционном отношении на классическую музыку. Произведения часто строятся по примеру крупных классических форм таких как симфония или сюита. Музыкальные темы подхватываются в разных частях произведения и варьируются. Наиболее примечательные произведения – это альбом Close to the Edge группы Yes, а также записи Emerson, Lake & Palmer. Более молодые представители симфоник-рока – это Spock’s Beard и The Flower Kings. Творчество этих групп пересекается также с ретро-прогом.
Zappaeske Musik:
— этим термином называют музыкантов, для которых важнее не эстетические концепции, а противоречия. Их творчество может принимать самые различные формы. Характерные черты – сочетание совершенства и гротеска, что часто встречается у основателя стиля Фрэнка Заппы. Один из ярких представителей Zappa-музыки – бывший гитарист Заппы Mike Keneally.
Zeuhl: Zeuhl – это жанр, ставший достаточно самостоятельным. Это подтверждается тем фактом, что многие тексты пишутся на уникальном для этого жанра кабаянском языке. В музыкальном отношении Zeuhl – это ритмичный, фри-джазовый рок с повторяющимися структурами и театрализованным пением. Стиль был основан французской группой Magma и начал бурно развиваться в середине 90-х годов, преимущественно в Японии. Представители нового, более агрессивного варианта Zeuhl – Ruins, Koenjihyakkei и Daimonji.
Вот, такие направления и течения существуют в прогрессином роке.

Реклама

Детали progrockman
Врач анестезиолог. 47 лет. Люблю путешествия и прог- рок. Живу в Севастополе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: