Блюз

В большей части историй джаза, блюз считается одной из составных частей, которое взрастило основное течение —  важной, формирующей, но второстепенной по отношению к самому джазу. Часто по этой же причине блюз также нередко рассматривается скорее как примитивный предшественник джаза, чем его современник, и его образчики — как уцелевшие компоненты старой традиции. Только начиная с 1950 годов подобное восприятие стало серьезно пересматриваться, когда блюз стал признаваться как музыка, существующая сама по себе, чье происхождение, развитие и история во многом от джаза не зависело. Изучение и критическая оценка блюза стали развиваться более, чем через 20 лет спустя после появления истории и критики джаза, поэтому и поныне, на взгляд неспециалиста, эти два понятия спутаны и даже неотделимы друг от друга.

Blues), это народная музыка афроамериканцев США, которая является одной из базовых форм музыкальной культуры 20 в. Блюз оказал огромное влияние на мировую музыку. Он стал основой  джаза и рок-н-ролла и смело можно сказать, что корнем всего того, что сейчас понимается под словом «рок-музыка», был именно блюз.

Блюз – это специфическая песенная форма, которая появилась в результате трансформации африканских музыкальных традиций на американской почве. В течение двух с половиной веков большинство афроамериканцев, живших на территории США, находились в положении лично зависимом, иначе говоря – в рабстве. Белые хозяева чаще всего старались истребить африканские традиции, но многие их элементы все-таки выжили и воплотились, в частности, в блюзе. Импульсом к возникновению собственно блюзовой формы послужила отмена в 1863 рабства в США: миллионы афроамериканцев оказались отвергнутыми белым обществом. Отчаяние и боль этой жизни выразились в песнях, которые получили название блюз, т.е. грустные, печальные песни. Родиной блюза были южные штаты, в которых тогда проживало большинство черного населения США.

Важной особенностью блюза, отличавшей его от такого предшествовавшего ему направления афроамериканской музыки, как рабочие песни, заключалось в том, что блюз был музыкой личной, музыкой одного человека, тогда как ранее были распространены коллективные песни. Такоя ситуация возникла после отмены рабства, когда бывший раб оказался один на один со своей неприкаянной жизнью.

В конце 19 – начале 20 в. сложилась классическая формула блюза, которая представляет собой цепочку 12-тактовых куплетов, гармонически основанных на чередовании тоники, субдоминанты и доминанты. Текст в традиционном варианте строится следующим образом: одна строчка повторяется с небольшими вариациями два раза, а затем подытоживается финальной строкой, часто содержащей комментарий к описанной в предыдущей строке истории.

Блюз, это форма выражения жизненного опыта бедного, находящегося в неравноправном положении по отношению к белому большинству США афроамериканца, его тоски, одиночества и неустроенности, но не только. Радостные и жизнеутверждающие мотивы, вопреки довольно распространенному мнению, часто встречались в блюзах, и в целом эта музыка оказывала позитивное, ободряющее воздействие: исполнитель изливал свою душу, а слушатели получали ценный жизненный урок. Неповторимый юмор и ирония также отличали блюзовый текст от схожих по настроению, но страшно унылых песен белых исполнителей. Блюз был музыкой, помогавшей выживать в трудные времена и передавать свой жизненный опыт другим людям. Блюзмен пел о том, что составляло жизнь большинства афроамериканцев США: бедность и одиночество, тяжелый труд и бродяжничество, любовь и тоска по дому, тюремное заключение и надежда на избавление от тягот неприкаянного существования.

Разновидность блюза, которая была распространена в сельских районах США часто называется «архаической» или «традиционной», иногда «простодушной» (Downhome). Термин «классический блюз» относится к оркестровым интерпретациям этой народной музыки, которые получили большую популярность в первые десятилетия 20 в. благодаря таким профессиональным музыкантам, как Уильям Хенди (W.C.Handy), Гертруда Ма»Рейни (Gerthrude Ma»Rainy) и Бесси Смит (Bessie Smith). В эти десятилетия на основе блюза также происходит зарождение и развитие такого крупного музыкального течения, как джаз (jazz). В Новом Орлеане и других южных городах США возникают сотни оркестров, исполнявших танцевальную музыку, построенную на гармонических и мелодических принципах блюза.

«Классический блюз» распространялся на нотных листах, тогда как играть по нотам сельский блюз не пришло бы в голову никому – настолько он был весь построен на импровизации – свободном, спонтанном самовыражении. Каждый исполнитель, таким образом, являлся носителем своей уникальной формы этой традиции.

Однако первым для массового распространения был записан именно оркестрованный вариант блюза. В 1920 на фонограф была записана песня Сумасшедший блюз (Crazy Blues), в исполнении Мамми Смит (Mammie Smith), и только в середине 1920-х гг. начали появляться записи сельского блюза. Спустя некоторое время диски традиционного, «простодушного» блюза по популярности среди афроамериканцев оттеснили эстрадный блюз на второй план.

Легендарной фигурой традиционного блюза был и остается Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-начале 1930-х гг. записать около тридцати песен, и в их числе Перекресток (Crossroad), практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений. Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Eastes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy). Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Соня» Истиз, «Большой Билл» Брунзи и т.п.

Несмотря на высокий, подчас поистине виртуозный уровень игры, блюзменов нельзя было назвать профессиональными музыкантами в том смысле, что лишь единицы могли зарабатывать себе на жизнь исключительно музыкой.

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически все черное насление США в первой половине 20 в. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще – едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжелый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

По мере того, как из сельских районов афроамериканцы переселялись в города, изменялся и блюз: в 1930-х гг. он начал «электрифицироваться», т.е. начала использоваться электрогитара, музыканты в городах часто музицировали вместе, образуя своего рода блюзовые ансамбли. Постепенно к середине 1940-х гг. сформировался стиль, получивший название ритм-н-блюз (Rythm»n»Blues), т.е. ритмический и электрифицированный блюз, игравшийся на вечеринках черных городских кварталов. Это была весьма шумная и неистовая музыка, которую в то время белое большинство населения страны было явно не в состоянии воспринять, так же как традиционный сельский блюз, считавшийся примитивным и однообразным. А вот джаз, возникший в 1910-х гг. на основе блюза, белое население подхватило с большим энтузиазмом. Скоро джаз, в частности свинг (Swing), перестал быть чем-то специфически афроамериканским, чем-то, что белый человек не смог бы сымитировать, и это подвигло черных музыкантов к поиску в другихмузыкальных направлениях. Одним из них стал именно ритм-н-блюз. Музыканты порой намеренно старались лишить свою музыку каких бы то ни было черт белой традиции, делая упор на «грязное» звучание, жесткий ритм и буйные эмоции. В середине 1950-х гг. на почве ритм-н-блюза вырастет такое примечательное явление музыки 20 в., как рок-н-ролл (Rock»n»Roll).

К 1960-м белая публика наконец приходит к пониманию традиционного блюза, и начинается настоящий блюзовый бум в США и Европе. Особенный энтузиазм проявляет английская молодежь. Стараниями таких музыкантов, как Алексис Корнер (Alexis Korner) и Джон Майялл (John Mayall) Лондон начала 1960-х гг.становится столицей «белого блюза». Лондонская блюзовая сцена дает миру таких знаментых исполнителей, как «Роллинг Стоунз» (Rolling Stones), Эрик Клэптон (Eric Clapton), «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin). Имено в Лондоне начинается слава великого американского гитариста Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). В Лондон с концертами и для записи в студии приезжают многие легендарные черные блюзмены: Хаулин Вулф (Howlin» Wolf), Вилли Диксон (Willie Dixon), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Биг Джо Уильямс (Big Joe Williams). Европейские страны часто посещает гитарист и певец Би Би Кинг (B.B.King), на протяжении многих десятилетий остающийся одной из центральных фигур электрического блюза.

В настоящее время блюз уже перестал быть массовым явлением среди афроамериканцев, и ту социальную роль передачи жизненного опыта и моральной поддержки в тяжелых условиях существования, которую он играл в первой половине 20 в., теперь выполняет хип-хоп (Hip-hop). Однако интерес к этой музыке остается стабильным, старые записи переиздаются, но все это в настоящее время скорее перешло в сферу чистого искусства, чем осталось отражением «грязной» и полной трудностей жизни.

По материалам: krugosvet.ru;  jazz-blues-rock.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: